Наталия Панкова: не предавайте себя и занимайтесь любимым делом

0
2404

Наталия Юрьевна Панкова – российская художница, арт-менеджер, магистр искусствоведения. Является членом Союза художников России и председателем правления Нижегородского фонда «Русское искусство». Наталия живёт и работает в Нижнем Новгороде, регулярно выставляется по всему миру. Её живопись в своё время стала новаторской для региона. Даже сегодня она качественно отличается от работ других мастеров и легко узнаваема.

Наталия Юрьевна Панкова— Наталия, расскажите о Вашей технике живописи. Как Вы к ней пришли, какие художники повлияли на Ваш стиль?

— Техника, в которой я работаю, – холст, масло. Стилистическое направление – экспрессионизм, это такое течение в искусстве, полное эмоций и силы. Я люблю искусство начала ХХ века, с его исканиями и революционным духом. Это было удивительное время, когда художник мог реализовать себя и быть востребованным. Русский авангард вошел в историю мирового искусства. Но я люблю не только русских художников-авангардистов – Кандинского, Фалька, Малевича, Петрова-Водкина, Коровина. Мне нравятся французы, немцы, австрийцы. Я думаю, в это время в Европе была особая атмосфера, которая очень способствовала творческому подъему. Моя характерная живописная манера появилась в первых же произведениях. Я начала выставляться в 1988 году, и уже тогда моя живопись была яркой и фактурной. Конечно, я меняюсь, но узнать меня в работах того времени можно. Узнаваемость – очень важное качество для художника. Он не должен быть похож на кого-то — только на себя самого.

— Поступая в вуз или осваивая профессию, люди часто сомневаются в правильности своего выбора. Вы ведь тоже собирались поступать в университет на физфак, однако стали заниматься живописью. Почему Вы изменили своё решение?

— Я собиралась стать физиком. Научная деятельность в советской стране занимала достойное место и давала возможность для самореализации. Но я очень любила рисовать, хотя и не верила, что можно сделать карьеру художника в СССР, уж очень политизированным было искусство в нашей стране. Рисовать плакаты и портреты Ленина мне казалось занятием малоинтересным. Но все же в последний момент я решила, что не могу без живописи, я не стала себя предавать и позволила себе заниматься любимым делом.

Когда ты пришел. 2008, 70х70 Семь сторон света №3. 2013, 80x100
— Вы являлись членом нижегородского объединения художников «Чёрный пруд». Расскажите, пожалуйста, в чём выражалось Ваше в нём участие и какую роль это сыграло в Вашей судьбе как художника?

— «Черный пруд» — неформальное объединение художников, которое появилось в Горьком в 1987 году. Оно и сейчас не прекратило свое существование, просто выставок стало меньше. В этом году была большая юбилейная выставка «Черного пруда», посвящённая 30-летию нашей организации. Для нашего города появление этого объединения было знаковым событием. То, что делали «чернопрудовцы», в то время не делал никто: столько свободы, самобытности и искренности было в работах художников, такой интерес со стороны прессы и творческой тусовки, такое теплое зрительской отношение! Сейчас в это трудно поверить, потому что сейчас нет запретов в искусстве, а тогда все было нельзя. Сделать выставку без партийного кураторства было невозможно, запреты касались не только содержательной части произведения, но и его стилистических особенностей. «Черный пруд» стал источником света для многих художников, которые сформировались в конце 80-х- начале 90-х прошлого столетия. Для меня как для молодого автора оказаться среди художников, чьи работы я боготворила, было большим счастьем.

— Есть ли в Нижнем Новгороде мастера – художники, фотографы или кто-то ещё, с кем бы вы хотели вместе сделать какой-то художественный, выставочный проект?

— Я часто работаю с другими авторами. Кроме живописи занимаюсь реализацией творческих проектов с начала 90-х. Можно вспомнить международные выставки в Лондоне, Вене, Берлине, Париже, Будапеште, четырехлетний проект «Высокое напряжение», в котором принимали участие пятьдесят художников. Я могу работать с очень разными авторами, всё зависит от конкретного проекта. Мой любимый художник и друг, с которым я уже давно выставляюсь – Галина Каковкина.

Любимый цвет. 2014, 70х70, акр Мое праздничное настроение #3. 2014, 90х90
— Наталия, в одном из интервью Вы говорили, что каждый город и даже страна имеет свои оттенки – и, глядя на Ваши картины, мы имеем возможность в этом убедиться. А какого цвета (цветов) для Вас родной Нижний Новгород?

— Нижний Новгород для меня разный, в зависимости от времени года, от моего настроения, от того, чем живет город в этот момент. Но преобладающий цвет все же синий. Две мощные реки создают энергетический фон города, они красивы и дают силу, без которой наш город был бы другим.

— Самые частые образы Ваших картин – цветы, женщины и птицы. Расскажите, пожалуйста, об их символике.

— Цветы я люблю. Они живые, разные, цветные, они меняются. Птицы в моей живописи – символ свободы и полета. Женщины – героини моих произведений. Их можно одеть и раздеть, они пластичны, у них разные характеры, они интересны. Мужчины в моей живописи бывают, но редко. Есть портрет Ростроповича и портрет Башмета, к ним я пришла через музыку в их исполнении.

Букет. 2015, 90х90 Если я полечу №4. 2015, 81х116
— Сейчас на некоторых выставках включают музыкальное сопровождение, чтобы помочь зрителю восприятию работ. А какую музыку Вы выбрали бы для своих картин на выставке «Летний праздник», которая недавно прошла в нижегородской галерее «Луна»?

— Думаю, джаз. Для джаза характерна импровизация, то что я очень люблю в живописи. Эта музыка ритмична и эмоциональна, что также соответствует моей манере рисования.

— Все знают, что Вы любите организовывать творческие мероприятия, в том числе, вместе с детьми. Есть ли сейчас какие-нибудь проекты в разработке?

— Было несколько детских проектов, один из них с детьми из приюта г. Арзамаса. Но сейчас я работаю над персональной выставкой, которая в конце года откроется в Мадриде.

Цветы июня №1. 2016, 70х70 Любимый теплый. 2013, 50х50
— Критики и журналисты не раз отмечали, что Ваша живопись необычайно экспрессивна. Постоянно делиться радостью и другими позитивными эмоциями со зрителями ваших картин – это приводит к усталости или, наоборот, наполняет Вас энергией и помогает творить дальше?

— Когда я работаю, то устаю. Но работа, если она приносит удовлетворение, стоит того. Я никогда не работаю, когда мне плохо. Я боюсь зафиксировать свое плохое настроение. Источник моей энергии – природа, а также встреча с истинным искусством. Это может быть и музыка, и театр, и что-то еще.

— Наталия, как вы относитесь к современному искусству? Согласны ли Вы с мнением, что «… современные художники больше настроены на нахождение контакта с потенциальным зрителем, но не на истинную концептуальность действия»? *

— То, что сейчас происходит в изобразительном искусстве, очень сложно оценить однозначно. Постмодернизм внес в современный мир много того, без чего мы легко обходились, он обострил отношения и опровергает истины. То, что мы недавно считали плюсом, сейчас выглядит минусом и наоборот. Отрицание отрицания… Концептуальность в искусстве как раз характеризует современное искусство, но она под силу не каждому художнику. Часто происходит подмена понятий, игра, когда нам предлагают ферзя, но мы прекрасно понимаем, что это пешка.

Подруги. 2016, 50х80, акр Портрет. 2016, 50х50
— Насколько нам известно, у Вас было более пятидесяти персональных выставок по всей России и Европе. Есть ли города, где Вы хотели бы показать свои работы, и просто места в этом мире, куда хочется возвращаться, где приходит вдохновение и желание рисовать?

— Я люблю путешествовать. Каждый город, каждая страна, в которых я побывала, оставили в моей памяти след, часто эти поездки стали поводом для создания картин и выставок. Иногда я возвращаюсь в те же страны спустя годы и вижу, как все изменилось. В 1994 году у меня была персональная выставка в Люксембурге, через двадцать лет я приехала туда с новой выставкой, и Люксембург мне показался уже совсем другим. Я тепло вспоминаю мои выставки в Париже и Лондоне. В этом году прошла моя выставка в Риге. Я готова возвращаться в города, где мне было хорошо, где с интересом относятся к тому, что я делаю. Я бы с большим удовольствием выставилась в российских городах. Как ни удивительно, но в России я в большей степени выставляюсь в Нижнем и Москве, но у нас большая и интересная страна, у нас любят искусство, у нас тонкий и образованный зритель. Думаю, передвижная выставка по городам России может стать моим следующим творческим проектом.

Цветы в кружке. 2016, 50х50 Ирисы. 2017, 100х140
Более подробную информацию о художнике и её творчестве вы можете найти в группе «ВКонтакте». А мы желаем Наталии Панковой вдохновения и реализации задуманных планов!

* Цитата: «Кунс Одобряет!» — канал на Telegram @jeffgreetin
Автор: Наталья Зиновьева
Фотографии предоставила: Наталия Панкова
16+