Наталия Юрьевна Панкова – российская художница, арт-менеджер, магистр искусствоведения. Является членом Союза художников России и председателем правления Нижегородского фонда «Русское искусство». Наталия живёт и работает в Нижнем Новгороде, регулярно выставляется по всему миру. Её живопись в своё время стала новаторской для региона. Даже сегодня она качественно отличается от работ других мастеров и легко узнаваема.
— Наталия, расскажите о Вашей технике живописи. Как Вы к ней пришли, какие художники повлияли на Ваш стиль?
— Техника, в которой я работаю, – холст, масло. Стилистическое направление – экспрессионизм, это такое течение в искусстве, полное эмоций и силы. Я люблю искусство начала ХХ века, с его исканиями и революционным духом. Это было удивительное время, когда художник мог реализовать себя и быть востребованным. Русский авангард вошел в историю мирового искусства. Но я люблю не только русских художников-авангардистов – Кандинского, Фалька, Малевича, Петрова-Водкина, Коровина. Мне нравятся французы, немцы, австрийцы. Я думаю, в это время в Европе была особая атмосфера, которая очень способствовала творческому подъему. Моя характерная живописная манера появилась в первых же произведениях. Я начала выставляться в 1988 году, и уже тогда моя живопись была яркой и фактурной. Конечно, я меняюсь, но узнать меня в работах того времени можно. Узнаваемость – очень важное качество для художника. Он не должен быть похож на кого-то — только на себя самого.
— Поступая в вуз или осваивая профессию, люди часто сомневаются в правильности своего выбора. Вы ведь тоже собирались поступать в университет на физфак, однако стали заниматься живописью. Почему Вы изменили своё решение?
— Я собиралась стать физиком. Научная деятельность в советской стране занимала достойное место и давала возможность для самореализации. Но я очень любила рисовать, хотя и не верила, что можно сделать карьеру художника в СССР, уж очень политизированным было искусство в нашей стране. Рисовать плакаты и портреты Ленина мне казалось занятием малоинтересным. Но все же в последний момент я решила, что не могу без живописи, я не стала себя предавать и позволила себе заниматься любимым делом.
— «Черный пруд» — неформальное объединение художников, которое появилось в Горьком в 1987 году. Оно и сейчас не прекратило свое существование, просто выставок стало меньше. В этом году была большая юбилейная выставка «Черного пруда», посвящённая 30-летию нашей организации. Для нашего города появление этого объединения было знаковым событием. То, что делали «чернопрудовцы», в то время не делал никто: столько свободы, самобытности и искренности было в работах художников, такой интерес со стороны прессы и творческой тусовки, такое теплое зрительской отношение! Сейчас в это трудно поверить, потому что сейчас нет запретов в искусстве, а тогда все было нельзя. Сделать выставку без партийного кураторства было невозможно, запреты касались не только содержательной части произведения, но и его стилистических особенностей. «Черный пруд» стал источником света для многих художников, которые сформировались в конце 80-х- начале 90-х прошлого столетия. Для меня как для молодого автора оказаться среди художников, чьи работы я боготворила, было большим счастьем.
— Есть ли в Нижнем Новгороде мастера – художники, фотографы или кто-то ещё, с кем бы вы хотели вместе сделать какой-то художественный, выставочный проект?
— Я часто работаю с другими авторами. Кроме живописи занимаюсь реализацией творческих проектов с начала 90-х. Можно вспомнить международные выставки в Лондоне, Вене, Берлине, Париже, Будапеште, четырехлетний проект «Высокое напряжение», в котором принимали участие пятьдесят художников. Я могу работать с очень разными авторами, всё зависит от конкретного проекта. Мой любимый художник и друг, с которым я уже давно выставляюсь – Галина Каковкина.
— Нижний Новгород для меня разный, в зависимости от времени года, от моего настроения, от того, чем живет город в этот момент. Но преобладающий цвет все же синий. Две мощные реки создают энергетический фон города, они красивы и дают силу, без которой наш город был бы другим.
— Самые частые образы Ваших картин – цветы, женщины и птицы. Расскажите, пожалуйста, об их символике.
— Цветы я люблю. Они живые, разные, цветные, они меняются. Птицы в моей живописи – символ свободы и полета. Женщины – героини моих произведений. Их можно одеть и раздеть, они пластичны, у них разные характеры, они интересны. Мужчины в моей живописи бывают, но редко. Есть портрет Ростроповича и портрет Башмета, к ним я пришла через музыку в их исполнении.
— Думаю, джаз. Для джаза характерна импровизация, то что я очень люблю в живописи. Эта музыка ритмична и эмоциональна, что также соответствует моей манере рисования.
— Все знают, что Вы любите организовывать творческие мероприятия, в том числе, вместе с детьми. Есть ли сейчас какие-нибудь проекты в разработке?
— Было несколько детских проектов, один из них с детьми из приюта г. Арзамаса. Но сейчас я работаю над персональной выставкой, которая в конце года откроется в Мадриде.
— Когда я работаю, то устаю. Но работа, если она приносит удовлетворение, стоит того. Я никогда не работаю, когда мне плохо. Я боюсь зафиксировать свое плохое настроение. Источник моей энергии – природа, а также встреча с истинным искусством. Это может быть и музыка, и театр, и что-то еще.
— Наталия, как вы относитесь к современному искусству? Согласны ли Вы с мнением, что «… современные художники больше настроены на нахождение контакта с потенциальным зрителем, но не на истинную концептуальность действия»? *
— То, что сейчас происходит в изобразительном искусстве, очень сложно оценить однозначно. Постмодернизм внес в современный мир много того, без чего мы легко обходились, он обострил отношения и опровергает истины. То, что мы недавно считали плюсом, сейчас выглядит минусом и наоборот. Отрицание отрицания… Концептуальность в искусстве как раз характеризует современное искусство, но она под силу не каждому художнику. Часто происходит подмена понятий, игра, когда нам предлагают ферзя, но мы прекрасно понимаем, что это пешка.
— Я люблю путешествовать. Каждый город, каждая страна, в которых я побывала, оставили в моей памяти след, часто эти поездки стали поводом для создания картин и выставок. Иногда я возвращаюсь в те же страны спустя годы и вижу, как все изменилось. В 1994 году у меня была персональная выставка в Люксембурге, через двадцать лет я приехала туда с новой выставкой, и Люксембург мне показался уже совсем другим. Я тепло вспоминаю мои выставки в Париже и Лондоне. В этом году прошла моя выставка в Риге. Я готова возвращаться в города, где мне было хорошо, где с интересом относятся к тому, что я делаю. Я бы с большим удовольствием выставилась в российских городах. Как ни удивительно, но в России я в большей степени выставляюсь в Нижнем и Москве, но у нас большая и интересная страна, у нас любят искусство, у нас тонкий и образованный зритель. Думаю, передвижная выставка по городам России может стать моим следующим творческим проектом.
* Цитата: «Кунс Одобряет!» — канал на Telegram @jeffgreetin
Автор: Наталья Зиновьева
Фотографии предоставила: Наталия Панкова
16+