На «Золотой маске» представили не показанный из-за пандемии спектакль победителя прошлого года

0
1732

Поэт Максимилиан Волошин, как известно, сравнивал современный театр с сонным видением, где во время постановки каждый зритель может видеть свой отдельный сон. Вот таким отдельным для каждого зрителя сном стал балет «Приказ короля» екатеринбургской труппы «Урал Опера Балет». Его наконец показали в Москве в рамках программы «Золотая маска: из 2020 в 2021».

Король танцует
ФОТО: ОЛЬГА КЕРЕЛЮК

От утраченного балета Петипа в «Приказе короля», кроме названия, не осталось ровным счетом ничего. Из громоздкого либретто, перенасыщенного событиями, Вячеслав Самодуров вместе со своим соавтором сценария Богданом Корольком сделали уморительно короткий синопсис, укладывающийся практически в одно предложение: злая Черная королева похищает прекрасную принцессу Изору, а влюбленный в нее капитан Жером де Блуа-Шампань по приказу короля отправляется на поиски.

Уже само начало балета наполняло сердца зрителей благодушным ожиданием интриг в духе Александра Дюма авантюр и подвигов, настраивало на оптимистический лад. Для этого в зачине спектакля имелись и все необходимые предпосылки: роскошный королевский дворец в сценографии Алексея Кондратьева, охраняющие его облаченные в золотые латы и шлемы с перьями рыцари (костюмы Анастасии Нефёдовой), сияющий золотом «король-солнце»; Черная королева, позаимствованная постановщиками из французской истории (так современники называли Екатерину Медичи, в правление которой и состоялся первый в истории человечества балет, которая легко угадывается в образе феи Карабос из «Спящей красавицы»)…

Схожесть сюжета со «Спящей», действие при королевском дворе, злая колдунья, влюбленный капитан-спаситель… Однако фантазия постановщиков на этом исчерпывается, и далее зритель брошен на произвол судьбы и волен вкладывать в содержание балета все, что только сможет пожелать, то есть, как по Волошину, видеть индивидуальное сновидение. Ведь синопсис просто скупо сообщает нам название картин: «путешествие», «сон», «танцевальный антракт» и, наконец, в финальной картине «край света»: команда решила не возвращаться из сна, Жером продолжает путешествие один. Находит Изору». Для путешествия на край света в балете даже имеется специальное приспособление: огромный во всю сцену дирижабль… А кому этого мало — словно напоминание об «Аллегорическом па звезд», что давался для короля Филиппа II (а отнюдь не Людовика XIV) в подлинном балете Петипа, где действие происходило в Испании и над сценой нависала настоящая космическая станция!

На «Золотой маске» представили не показанный из-за пандемии спектакль победителя прошлого года
ФОТО: ЕЛЕНА ЛЕХОВА

Чего здесь только нет! В балете смешаны все стили, и вообще он напоминает шоу. На сцене даже распевает песенки настоящая кабаретная поп-дива на высокой красной платформе, с блестками и кудряшками под Мэрилин Монро. Но пускаясь в эту игру со зрителем, дурачась на фоне эффектных придумок, хореограф, как всегда, забывает привнести в хореографию хоть каплю режиссерской драматургии. Стойкая нелюбовь

Вячеслава Самодурова к нарративному балету известна.