Мосты Нижнего Новгорода

0
11958

Нижний Новгород расположился на слиянии двух полноводных рек, Волги и Оки, и, кажется, мосты всегда были его неотъемлемой частью. Они во многом определяют облик города и являются его достопримечательностями. Но много ли мы знаем о мостах, по которым проезжаем почти ежедневно? Давайте сегодня совершим небольшую экскурсию по каждому из них.

Мосты Нижнего Новгорода
Фото: Анастасия Голикова. Канавинский мост

Канавинский мост

Иначе его называют Окским. Изначально он носил название моста имени Николая Ивановича Пахомова – народного комиссара водного транспорта СССР. Затем стал называться Волжским. Это первый постоянный городской мост через Оку, построенный в 1930–1933 годах. Он связывает Нагорную часть (центр города) с Заречной (район Московского вокзала и Ярмарки). Ранее, в ХIХ веке, на месте Канавинского моста находился временный понтонный.

Канавинский мост пережил и капитальные ремонты, и реконструкции. Во время последней из них были демонтированы трамвайные пути, сейчас это пешеходный и автомобильный мост с шестиполосным движением. Длина его составляет 795,5 метров, ширина – 23,6 метра. В общей сложности это металлическая конструкция из шести арочных пролетов шириной 121 метр. Эти арки как раз и придают сооружению особый внешний вид. Кроме того, в вечернее время мост подсвечивается, и таким образом он выделяется на фоне ночного города.

Мосты Нижнего Новгорода
Фото: Андрей Орехов. Мызинский мост

Мызинский мост

Второе его название – Карповский, по названию церкви, которая расположена в Заречной части сразу за мостом. Перекинут через Оку и соединяет верхнюю и нижнюю части Нижнего Новгорода. Строился он в 1972–1981 годах, и для того времени это был уникальный инженерный проект. Блоки моста не сваривали, как это делалось обычно, а склеивали между собой эпоксидной смолой, поэтому постройка заняла девять лет. Архитектором сооружения стал Г. В. Огородников.

Мызинский мост – это важный транспортный узел страны, он является частью федеральной трассы М7. Однако его значимость создает и проблему: мост быстро изнашивается из-за большой нагрузки. Его протяжённость — 1006 метров, а ширина – 27 метров. Движение идёт по шести полосам для транспорта и пешеходов.

Мосты Нижнего Новгорода
Фото: Андрей Орехов. Молитовский мост

Молитовский мост

Мост на Оке, связывающий нагорные Советский и Нижегородский районы с заречным Ленинским. На сегодняшний день это единственный в городе мост, на котором есть трамвайное движение. Введен в эксплуатацию в 1965 году, строилельство вела компания «Мостотрест».

До появления Мызинского моста через Молитовский также проходила трасса М7. Как и Канавинский, он состоит из арочных пролетов (их семь), которые являются его украшением. В 1997–1999 годах мост был частично реконструирован. Длина переправы – 951, 2 метра, а ширина – 21 метр. На Молитовском мосту два трамвайных пути и четырёхполосное движение (по две полосы в каждую сторону) для машин и автобусов. По мосту могут передвигаться и пешеходы.

Мосты Нижнего Новгорода
Фото: Дима Четыре. Метромост

Метромост

Это совсем молодой мост через Оку (опять-таки, между верхней и нижней частями), окончательно введен в эксплуатацию только в 2012 году. История создания этого сооружения очень затянута. Мост по праву можно назвать рекордсменом в этом плане: от разработки проекта до начала работ над его автомобильной частью прошло 22 года, а до полной готовности — ещё три.

Задумка создания метромоста появилась вместе с проектом станции метро «Горьковская» и желанием соединить при помощи метро Заречную часть (в которой только оно и было) с Нагорной. Теперь по мосту осуществляется движение вагонов метро из одной части города в другую над рекой. Довольно занимательный факт: мост соединяет улицы Алёши Пешкова и Максима Горького. Изначально не предполагалось, что по метромосту будет проходить автомобильное и пешеходное движение, но в итоге проект был всё-таки пересмотрен.

Общая длина сооружения – 6170 метров, ширина – 18 метров. Своеобразный узор, который образует нижняя часть конструкции моста, а также его красивая ночная подсветка делают сооружение довольно симпатичным с эстетической точки зрения.

Мосты Нижнего Новгорода
Фото: Дима Четыре. Борские мосты

Борский мост

Ранее назвался Волжским и Горьковским. Мост расположен на Волге, связывает Борский район с Московским и Канавинским районами Нижнего Новгорода и используется для въезда в город.

На самом деле, это не один мост, а спаренные железнодорожный и совмещённый мосты. Железнодорожный мост (Нижний Новгород-Московский – Толоконцево) был построен в 1932–1935 годах, а совмещённый (железная дорога и двухполосная дорога для автомобилей) — в 1965 году. Длина переправы – 1608 метров, а ширина 7 метров. Этот мост – часть важной трассы «Нижний Новгород – Шахунья – Киров».

Это первый стационарный мост на Волге в нашем городе. Снизу моста открывается впечатляющий вид на его на дугообразные арки.

Второй Борский мост

Это дублёр Борского моста через Волгу, предназначенный для выезда из города. Самый новый мост, он открылся только в 2017 году и уже стал гордостью Нижнего. Его строительство началось в 2013 году и продолжалось четыре года. Основной пролёт моста – 161 метр, общая длина – 1450,9 метров, предназначен только для автомобилей. Две большие арки в конструкции и особая подсветка превращают второй Борский мост в своего рода арт-объект, который стал одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Теперь он наряду с Кремлем и Чкаловской лестницей появляется на сувенирных фотографиях, открытках и магнитах.

Стригинский мост

Два других его названия – Доскинский и Гнилицкий. Это один из мостов через Оку на Южном объезде города по федеральной трассе М7. Стригинский мост строился с 1984 по 1993 год Мостоотрядом №1. Это нарезная конструкция, состоящая из балок. Он стал седьмым нижегородским мостом и располагается выше всех остальных по течению Оки.

Стригинский мост задумывался как дублер Мызинского: по нему должен был осуществляться выезд из города грузовых машин. Но на данный момент движение такого транспорта по мосту ограничено. Общая длина моста составляет 950 метров. Он является как автомобильным, так и пешеходным, и имеет 4 полосы. Часто этот мост используют для объезда многочисленных пробок на переправах внутри города.

Сартаковский железнодорожный мост

Это исключительно железнодорожный мост через Оку. Он расположен на перегоне железной дороги Петряевка — Окская, а название ему дала расположенная рядом (на правом берегу) деревня Сартаково. Мост строился в 1956-1961 годах Мостоотрядом №1. Это был проект московского института «Гипротрансмост», главным инженером которого стала Александра Борисовна Друганова.

Сартаковский мост состоит из четырех русловых пролетов, перекрытых арками. Впервые в мире здесь использовалась особая технология: арки по 150 метров пролетом под железнодорожную нагрузку сделали из сборного железобетона. Во время строительства был применен уникальный механизм — спаренный кабель-кран с высотой опор до 100 метров и общей грузоподъемностью 22 тонны. Мост имеет 1 полосу движения.

Этот мост — один из самых красивых и примечательных в Нижегородской области, поэтому в 2009 году издательско-торговый центр «Марка» выпустил в обращение почтовую марку (№ 1343) Почты России изображением этого моста. Её номинал — 6 рублей, а размер — 58 на 26 миллиметров.

Мосты Нижнего Новгорода имеют свою богатую историю. Они обеспечивают транспортную инфраструктуру города и вместе с тем формируют его неповторимый внешний вид.

Елена Рябова
16+