Метод толкания судов

0
2701

[av_masonry_gallery ids=’84,146,147,148,149′ items=’5′ columns=’5′ paginate=’pagination’ size=’fixed’ gap=’large’ overlay_fx=» container_links=’active’ id=» caption_elements=’none’ caption_styling=» caption_display=’always’ av_uid=’av-5nuev’]

[av_one_full first min_height=» vertical_alignment=» space=» custom_margin=» margin=’0px’ padding=’0px’ border=» border_color=» radius=’0px’ background_color=» src=» background_position=’top left’ background_repeat=’no-repeat’ animation=» av_uid=’av-4tykb’]

[av_heading heading=’Метод толкания судов’ tag=’h1′ link=» link_target=» style=» size=» subheading_active=» subheading_size=’15’ margin=» padding=’10’ color=» custom_font=» custom_class=» id=» admin_preview_bg=» av-desktop-hide=» av-medium-hide=» av-small-hide=» av-mini-hide=» av-medium-font-size-title=» av-small-font-size-title=» av-mini-font-size-title=» av-medium-font-size=» av-small-font-size=» av-mini-font-size=»][/av_heading]

[av_textblock size=» av-medium-font-size=» av-small-font-size=» av-mini-font-size=» font_color=» color=» id=» custom_class=» av_uid=’av-42t67′ admin_preview_bg=»]
Сегодня мы хотим поговорить об истории применения метода толкания несамоходных судов в нашей стране. Данный материал собирался из разных источников по крупицам и является, по сути, уникальным исследованием.

Первый опыт нижегородцев

Первые опыты по американскому методу транспортирования барж толкания несамоходных судов относятся к 30-м годам ХХ столетия, когда из Горького в Саратов была выслана специальная бригада во главе с инженером И. В. Любавским.

Первый опыт толкания барж произошел 19 октября 1931 года в Саратовской области. Опыты продолжились 2 ноября 1931 года той же бригадой в Астрахани — толкание караванов производили пассажирским пароходом.

В 1932 году буксирный пароход «Саратовский РУПВОД» на Горьковском рейде с тремя деревянными баржами под руководством инженеров Н. П. Мохова, Д. А. Соколова и Г. П. Мельникова провел опытное толкание. Результаты позволили сделать выводы о преимуществе и выгоде такого метода передвижения грузовых судов по воде.

Продолжение опытов в 1940-е

В 1943, а затем в 1947 году эти опыты возобновились на канале им. Москвы по инициативе капитана Г. М. Текучева. Несмотря на то что опыты производились с флотом, конструктивно не пригодным для толкания, интерес к новому методу не ослабевал.

Несколькими годами позже (1948–1951) в Волжском грузовом пароходстве инициатором толкания несамоходных судов стал капитан парохода «Иркутск» Л. В. Пушкарев. Экипаж этого парохода, несмотря на сложность учалки* не приспособленных для толкания барж, успешно проводил составы из 2-х барж, учаленных в 2 пыжа, безменом и даже в кильватер**. Л. В. Пушкарев одним из первых начал толкать баржи при движении вниз по течению реки.

Перевозки методом толкания ежегодно росли высокими темпами, чему способствовало массовое переоборудование буксирных судов и металлических барж на наших заводах. Несмотря на несовершенное оборудование и разнотипность несамоходных судов, передовики-судоводители показали, что возможно толкать даже большегрузные составы.

Послевоенное время: результаты и успехи

В 1954–1955 годах экипаж теплохода «Адмирал Ушаков» (капитан Л. В. Пушкарев) на участке Саратов-Камское Устье провел состав из 5 барж с грузом 11 тысяч тонн, а затем состав такой же грузоподъемности — от Куйбышева (ныне Самары) до Горького.

Практика показала, что для расширения применения метода толкания нужен конструктивно новый флот. На основании экспериментальных рейсов, по решению МРФ, начал строиться новый флот для толкания несамоходных судов. По рекомендациям ученых и конструкторов создавали двух- и трехсекционные составы.

Среди задач, которые пришлось решать конструкторам, наибольшую сложность представляли судовые автосцепы, действующие автоматически и обеспечивающие быструю и надежную сцепку теплохода и барж без участия экипажа. Большую работу в этом направлении провели ученые Л. М. Рыжов, П. Н. Шанчуров, Н. Ф. Сторожев, конструкторы Н. Ф. Мейер и Ю. В. Петлицкий.

В 1974 году на Волге экипаж теплохода «ОТ-2005» (капитан Н. М. Сенаторов) начал толкать четырехсекционные двухниточные составы грузоподъемностью 15 тысяч тонн. Коллектив теплохода «ОТ-2055» (капитан Н. И. Вечеркин) освоил вождение шестисекционных составов грузоподъемностью 22.5 тысяч тонн. За достигнутые успехи в перевозке грузов толканием капитан Вечеркин был удостоен звания Лауреата Госпремии СССР 1976 года.

Метод толкания получил широкое признание и являлся основным способом вождения несамоходных судов. Смысл его состоит в том, что сопротивление воды при толкании уменьшается, так как толкаемое судно движется в попутном потоке. Со временем скорость толкания увеличилась на 25%, а секционных составов — на 10-15%. Управляемость улучшилась, поскольку специально оборудованный толкач управляет всем составом сам, своими рулями или поворотными насадками. Значительно снизился расход дефицитного топлива.

За создание и внедрение автосцепных устройств для толкания судов и большегрузных составов при работе на водохранилищах в условиях качки и волнения большой группе речников в 1979 году были присуждены Госпремии СССР. Их получили:

  • Н. Ф. Мейер — гл. конструктор ГЦКБ, Ю. В. Петлицкому, Л. М. Рыжову – зав. кафедрой ГИИВТа;
  • В. В. Трофимов — зам. министра речного флота РСФСР;
  • М. А. Макарычев — зам. председателя НТС МРФ РСФСР;
  • А. Ф. Смирнов — главный конструктор завода «Теплоход» (г. Бор, Нижегородская область);
  • В. И. Тихонов — главный инженер Волжского пароходства;
  • Н. М. Сенаторов — капитан теплохода «ОТ-2005»;
  • А. А. Зайцев — капитан теплохода «Пхеньян».

[/av_textblock]

[av_textblock size=» av-medium-font-size=» av-small-font-size=» av-mini-font-size=» font_color=» color=» id=» custom_class=» av_uid=’av-3b7yn’ admin_preview_bg=»]

Дополнительная информация

Материал подготовила и предоставила директор музея речного флота Волжского государственного университета водного транспорта Галина Павловна Абаева.

Материалы книги по толканию судов на Волге предоставил Александр Дометиевич Соколов, сын инженера и участника в разработке и проведении первых опытов толкания Дометия Антоновича Соколова.

* Учалка — крепление судов к берегу, дебаркадеру, понтону, между собой и т. д.

** При буксировке по течению суда обычно счаливают пыжами, т. е. борт о борт, по нескольку судов в ряд. Баржи в составе, сформированном в два пыжа, учаливаются друг с другом крестовыми швартовами в носовой и кормовой частях. Таким же образом учаливают и состав, сформированный в четыре пыжа. Состав из пяти судов обычно учаливают по форме 3+2, а состав из семи судов — по форме 4+3. Баржи между собой учаливаются крестовыми швартовами, в счалы — при помощи бухт, как это было указано выше. При малых глубинах и значительной кривизне судового хода состав учаливают безменом или бочонком. При формировании состава безменом две задние баржи между собой счаливают крестовыми швартовами за носовые и кормовые бортовые.

[/av_textblock]

[/av_one_full][av_one_full first min_height=» vertical_alignment=» space=» custom_margin=» margin=’0px’ padding=’0px’ border=» border_color=» radius=’0px’ background_color=» src=» background_position=’top left’ background_repeat=’no-repeat’ animation=» av_uid=’av-1a79b’]
[av_textblock size=» font_color=» color=» av_uid=’av-wg73′]
Книги по теме:

  • Путеводитель «Волга, Кама, Ока, Дон», Москва, «Речной транспорт», 1955.
  • Роннов Е.П., Любимов В.И. Особенности проектирования толкаемых составов внутреннего плавания: Методическое пособие для студентов очного и заочного обучения по специальности 14.01 «Кораблестроение». – Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО ВГАВТ, 2004.

Дополнительные ссылки по теме:

[/av_textblock]
[/av_one_full]