Искусство вдохновлять: истории натурщиков

0
2573

В становлении художника важную роль играет такой сложный этап, как изображение людей, их движений и поз. Каждое художественное учебное заведение нуждается в натурщиках, которые могут не только провести длительное время неподвижно, но и всем своим видом вдохновлять и мотивировать художников на создание шедевра. Мало кто знает, что это занятие считается полноценной профессией. Официально она называется демонстратор пластических поз. Нижегородские натурщики поделились с редакцией своим опытом и рассказали о том, каково это — быть музой для художника.

Натурщик Ольга Беспалова
Ольга

Ольга Беспалова

В то время, когда я училась в педагогическом университете на отделении изобразительного искусства, время от времени студенты становились натурщиками друг для друга. Я была достаточно общительной студенткой, наверное, поэтому меня и приглашали позировать для картин. Что касается формата, то я позировала в стиле ню, но даже зимой мне создавали оптимальные условия для работы.

Минусов в этом занятии я не вижу, разве что пожилым людям сложнее быть натурщиками. Мне же, наоборот, это приносит удовольствие, так как я достаточно терпеливый и усидчивый человек.

Если бы я могла создать свой образ, то выбрала бы главную героиню Роуз из фильма «Титаник», представ перед художниками на палубе корабля. Антиобраз для меня – это когда приходится надевать кучу юбок и платьев.

Натурщик Антон
Антон

Антон, участник музыкальной группы TIME The Invisible Machine Engine

Я занялся позированием благодаря стечению обстоятельств. Познакомившись со студенткой Нижегородского художественного училища, я загорелся идеей посмотреть, какая там  атмосфера, люди, процесс. Меня охватили ностальгические чувства, поскольку я сам когда-то был учеником художественной школы. Оказалось, что в училище довольно сильная нехватка натурщиков. К счастью, на тот момент мне нужен был специфический опыт. Являясь участником музыкальной группы, я хотел избавиться от неприятных ощущений во время нахождения на сцене под прицелом многих пар глаз. Кроме того, это была небольшая подработка в свободное время, что тоже стало для меня плюсом.

Конечно, сначала было смущение, потому что в группах очень много девушек, а ты стоишь в одних плавках, под светом. Но нужно понимать, что им важно сдать работу, научиться, оценку получить, поэтому они смотрят на тебя в этот момент «как на горшок глиняный».

Вспоминаю один интересный опыт, когда меня нарядили боксёром для художественной постановки: я сидел на стуле и заматывал руки бинтами, перчатки висели. Образ немного противоречил моей комплекции, но всё вышло удачно.

Интересно, что студенты изучают пластику и анатомию на живой модели, поэтому постановки, как правило, проходят с упором на одну ногу и вполоборота. Это не самое простое занятие. Очень быстро мышцы отекают от неподвижности и зачастую неудобной позы. Малейший поворот сразу замечается.

За время, проведенное в стенах училища, я немного приобщился к изобразительному искусству. Благодаря общению со студентами, я стал ходить на выставки в музеи, приблизился к пониманию пластики и красоты человеческого тела.

Я убежден, что красота не всегда кроется в чем-то экстраординарном, помпезном или популярном. И не отказался бы от предложения поучаствовать в образе исторической личности или в постановке по библейским мотивам.

Натурщица Алина Воробьёва
Алина

Алина Воробьёва

Я работаю фотомоделью, и позировать — для меня привычное занятие. Однажды мне предложили поработать натурщицей для мастерской «Ничего страшного». Согласилась, потому что это интересный и новый опыт, к тому же я просто люблю работать с художниками.

Искусство вдохновлять: истории натурщиков
Рисунки с натуры

Эмоции от процесса получила исключительно положительные. Я позировала в стиле ню, иногда частично в одежде. Необычным опытом было бы для меня работать натурщицей, будучи полностью одетой.

Конечно, тяжело долго удерживать одну позу: устаёшь очень и холодно. Но я ни в коем случае не жалею и буду позировать ещё. Ведь интересно посмотреть на себя глазами других людей, а лучше рисунка для этого ничего нет.

Натурщик Алексей Капуцинов
Алексей

Алексей Капуцинов

В то время когда я занимался видеосъёмкой, мне нужны были деньги. Мой напарник знал об этом и через знакомую помог мне устроиться натурщиком в Нижегородское художественное училище.

Тяга к искусству у меня проявилась довольно давно. Я был рад, что меня позвали, поскольку считал, что натуру выбирают тщательно.

Первый раз, когда я пришёл, мне всё казалось очень романтичным. Я заострял внимание на всяких деталях: расписанных сзади планшетах, одежде учащихся, их неповторимом стиле одеваться.

Стесняться себя я не привык, и когда учащиеся спросили, могу ли попозировать обнаженку – не колебался. Мне дали опору, попросили встать поудобнее, и мы начали.

Странное ощущение – не двигаться и держать положение, смотреть в одну точку, когда тебе интересно, как тебя рисуют, какой образ предстаёт у художника перед глазами.

Каждые 40-50 минут мне давали перерыв, и я разминался, поскольку очень сложно стоять без движения, а особенно мне, человеку, у которого «моторчик в теле».

Искусство вдохновлять: истории натурщиков
Рисунок с натуры

Мало-помалу я узнавал у художников, как они рисуют, чему их учат преподаватели, расспрашивал о техниках. Мой словарный запас и знания об искусстве росли. Мне очень понравилось, что многие художники метафорично общаются, и у меня в голове как будто мультик появляется, когда они описывают то или иное действие.

Времени у меня было много, поэтому после работы у живописцев я пошёл позировать дизайнерам. Там уже совсем другая атмосфера. Дело было так: мне дали стульчик и палку, периодически одевали в ткань, как будто я император Древнего Рима.

Первая работа (хоть и копеечная) мне очень понравилась. Поэтому я уже два года как натурщик и сейчас снова хочу пойти позировать, только уже в ННГАСУ.

Многие задают вопрос «Разве это работа?», и мне очень сложно найти понимание и объяснить, что это не так уж просто. Впрочем, после моих рассказов некоторые мои друзья тоже решили иногда подрабатывать натурщиками.

Натурщик Ефим Степанов
Ефим

Ефим Степанов

Однажды мне захотелось оказаться запечатлённым не на фотографии, как это бывает в повседневной жизни, а на картине, в качестве персонажа со своей историей и судьбой.

Когда мне представилась такая возможность, в моей душе бушевали разные чувства, но на момент написания картины я не мог этого показать, поскольку моё лицо должно было выражать всего одну эмоцию.

Несмотря на четыре часа без движения и сведённые от этого по всему телу мышцы, я ни капли не пожалел о том, что решился побыть натурщиком, потому что это огромный опыт и тест на выносливость.

У меня есть образ, в котором я хотел бы предстать перед художниками, – Ромео Монтекки. Этот шекспировский персонаж мне импонирует. Есть также много красивых мест, где я хотел бы позировать, но это обязательно должен быть живописный пейзаж.


На протяжении всей истории изобразительного искусства натурщики были востребованными лицами для художников. Они не только способствовали развитию навыков мастера, но и давали новое видение человеческого тела, ведь каждый человек индивидуален. Так что у каждого из нас есть возможность стать натурщиком и таким образом не только проверить себя на выносливость и терпение, но и примерить совершенно неожиданные образы.

Полина Быстрова