Искусство: классика vs. современность

0
6697

Ни для кого не секрет, что классику сейчас рассматривают в качестве канона. О ней нужно помнить при создании новых шедевров, хотя использовать её как точку опоры вовсе не обязательно. Тем не менее, на каждом углу мы слышим: «Классика важна! Без неё никуда!» Что это: мнение наших современников или отголоски морали прошлого?

Мы держимся за память поколений, считая её самым важным и ценным, что у нас есть. Нельзя оставить прошлое без внимания как нельзя закрыть историю в большом и тёмном подвале. Поэтому взрослые, больше знакомые с классикой, пытаются сейчас всеми способами пробудить в своих чадах интерес к «вечному». Однако чем больше появляется нового, привлекательного на вид, тем сильнее современные дети отдаляются от классики в любом виде искусства: кинематографе, литературе, музыке и многом другом.

Искусство: классика vs. современностьЕщё поколение назад было намного проще заинтересовать десятилетнего ребёнка «Электроником» или «Приключениями Тома Сойера». Сейчас это становится почти невозможным. Всё потому, что есть «новое» и «блестящее», не покрытое пылью. В этом и заключается проблема современности. Жизнь стала сложнее, её ритм ускорился, а содержание произведений искусства упростилось. Понять их можно легко и быстро, не затрачивая времени на размышление. Правда такова, что современное искусство стало привлекательнее классического.

Что скажут «герои нашего времени»

Однако эталоном любого искусства остаётся именно она – классика. В её произведениях содержатся грандиозные идеи в отношении устройства нашего мира и осмысления места человека во Вселенной, по кусочкам собирается вся история человечества. Но многое в них уже устарело и стало не слишком понятным для подрастающего поколения.

Возьмём, например, литературу. Из-за трудности восприятия описаний, исторических понятий, из-за неполноты знаний подростки зачастую избегают встречи с классикой и находят её скучной.

Интернет-опрос, проведённый нашим изданием в социальной сети «ВКонтакте», проходил среди молодых людей и подростков в возрасте от 15 до 20 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

  • читаете ли вы классическую литературу и каких именно авторов?
  • как вы относитесь к классике вообще?
  • увлекаетесь ли вы изучением живописных работ русских художников XIX – XX веков?
  • нравится ли вам искусство?
  • нужно ли современному человеку изучение классики, должен ли он интересоваться прошлым своих предшественников?

Исходя из ответов на данные вопросы, можно сказать следующее: если не считать школьную программу по литературе, люди в этом возрасте читают в основном зарубежную классику. Как правило, это книги, которые «навязываются» интернет-ресурсами, социальными сетями. Многие не могут понять всю сложность сюжета этих произведений.

С художниками дела обстоят несколько иначе: их творчество большинство знает на уровне «Девочки с персиками» и «Мишек в сосновом бору». По-настоящему изобразительным искусством интересуются в основном те, кому приходится с ним работать или кто действительно получает от этого удовольствие. И эти молодые люди действительно в нём разбираются. Остальные же не могут отличить картину Рафаэля от произведений других художников, а Моне от Мане.

При этом многие из опрошенных считают, что классическое искусство необходимо современному человеку для поддержания и осмысления моральных ценностей. Но не все его изучают, и далеко не всем оно нравится. Кому-то просто не хватает времени на тщательное ознакомление с произведениями искусства, а кто-то плохо понимает все те аспекты, которые содержит в себе классика. Некоторые привыкли читать, слушать и смотреть то, что сейчас актуально. Вместе с тем, говоря о классике, многие вспоминают о традициях и истории, что побуждает людей интересоваться этими предметами. И это замечательно.

Когда искусство становится классикой?

Перед тем, как стать классическим, любое произведение проходит длинный путь. Разве могли, например, современники Есенина и Маяковского предположить, что стихи этих поэтов попадут в школьную программу и станут очень важными для понимания того времени, той эпохи? Вспомним теперь Ван Гога. Его современники не понимали творений художника, а сейчас его картины оцениваются в миллионы долларов.

Довольно трудно ответить, как или когда классика становится классикой. Произведения, называемые классическими, обычно имеют ряд общих признаков. Прежде всего, их авторы должны поднимать проблемы, волнующие его современников. Такие произведения искусства быстро становятся заметными, их начинают обсуждать или перечитывать и надолго запоминают. Но самое главное – это испытание временем. Только оно помогает по-настоящему понять, насколько важны содержание и смысл произведений не только для людей одной конкретной эпохи, а для человечества в целом. И только со временем произведения великих авторов занимают достойное место в огромном хранилище мировой культуры.

Виктория Соколова
12+