Художник эбру Елена Евстратова: «Мой идеальный тюльпан ещё не нарисован»

0
3779

Эбру — искусство рисования на воде. Слово произошло от турецкого ebri, что означает «воздушные облака». Это и правда чем-то похоже на движение облаков по голубому небу: краска течёт по воде и приобретает причудливые формы. Наблюдение за ними завораживает.

Движением краски, однако, можно управлять, и делают это мастера «водной живописи». Нижегородская художница эбру Елена Евстратова рассказала нам свою историю знакомства с необычной техникой, которая полностью захватила её существование.

Художник эбру Елена ЕвстратоваЯ познакомилась с эбру в 2013 году на случайном мастер-классе, который меня потряс. Я тогда интересовалась всеми видами творчества на свете, ходила на самые разные мастер-классы, но при этом была твердо уверена, что руки у меня вставлены не тем концом и ни на что такое я не способна. А эбру меня захватило так, что я просто перестала об этом думать, сразу нашла материалы, профессиональное обучение (благо, тогда я жила в Москве, в Нижнем было бы гораздо сложнее). И до сих пор постоянно учусь, в основном онлайн.

КошкиХудожественного образования у меня нет, хотя в последний год я всё чаще задумываюсь о его получении. Профессионально я занимаюсь только эбру, с другими техниками рисования знакома на уровне курсов и мастер-классов.

Для того чтобы начать заниматься, предварительные знания не нужны. Эбру — очень специфичное рисование, все равно учиться придется с нуля. Вот потом всё зависит от направления. Если остаться в рамках традиционного эбру, то ничего не нужно больше. А если рисовать эбру-шоу, например, или реалистичные картины, то художественное образование может очень облегчить жизнь.

Если говорить о профессиональном эбру, то создание классических абстрактных эбру-паттернов требует многих знаний, долгих тренировок, длительного обучения, изучения материалов, желательно под руководством опытного мастера. Каждое движение должно быть отточено до совершенства. Это со стороны кажется, что ничего сложного, побрызгал и пошёл, а на самом деле это — большая наука, как и любая другая техника рисования.

ТуканЕсли говорить про эбру для детей, то да, узоры проще. Они обычно очень радуют всех, потому что получаются очень уж необычными. А создать конкретное изображение удается не всегда, потому что в эбру другие, непривычные алгоритмы и правила рисования. Они не очень сложные, просто другие, их надо понять. Если попытаться на воде рисовать как на бумаге, то разочарование обеспечено. Поэтому часто дальше абстракций многие не идут.

То, что я делаю, я сама называю «живописное эбру». Оно далеко от традиционного, хоть я и использую традиционные материалы. Сейчас в основном создаю яркие принты и интерьерные картины с изображением животных. Мне нравится придумывать живые объемные образы, но при этом не слишком реалистичные. Мне важно максимально использовать возможности эбру и присущие только ему приёмы, чтобы техника оставалась узнаваемой.

Не всегда художнику эбру удается изобразить в точности то, что он задумал. Это дело практики и опыта. Материал всегда становится соавтором, и хороший мастер должен уметь это просчитывать и использовать. Хотя, бесспорно, есть большое очарование в том, чтобы идти на поводу у воды. Иногда не получается какой-то сюжет воплотить в точности, зато будто сами собой приходят совсем неожиданные решения.

КолибриЧтобы овладеть эбру на профессиональном уровне, нужны годы. В Турции только готовить краски учатся 9 месяцев! После этого можно приступать к освоению баттала (это – один из основных паттернов в эбру, состоящий только из брызг краски). До рисования цветов может пройти не один год. Традиционное турецкое эбру — это очень ограниченный набор сюжетов: несколько паттернов и цветочное эбру. И на это уходят десятилетия. У нас это просто невозможно представить. Но мы и не умеем рисовать такие тюльпаны. До сих пор. Я не умею.

Тюльпан, он самый простой и самый сложный. Чтобы его нарисовать, нужно сделать всего 8 движений. Простая схема. Две минуты времени. Ну пять. Но чем меньше движений, тем точнее и изящнее они должны быть. Права на ошибку нет. Знакомство с эбру часто начинается именно с тюльпана. А потом всю жизнь учишься его правильно рисовать. Я тут не оригинальна. У мастеров это общее место. Мой идеальный тюльпан ещё не нарисован.

Процесс работыМожно заниматься эбру и дома, но нужны особые материалы. Сейчас есть очень хорошие готовые краски, есть наборы материалов для домашнего эбру. Это не профессиональное эбру, но для начального этапа и для детей — прекрасно. Это очень удобно. Открываешь коробку — там есть сразу всё: загуститель для воды, лоток, краски, шилья, бумага, подробная инструкция, видео-уроки. Справится и ребенок, который умеет читать.

Но здесь важно найти качественные материалы, надёжного производителя, потому что китайские подделки никто не отменял, какие-то подпольные производства множатся. Просите сертификаты, у ответственных производителей они есть.

Петух

ФенекЯ сейчас перестала собирать детские мастер-классы и в основном провожу обучающие семинары для педагогов и для всех тех, кому актуальны занятия эбру с детьми: руководители детских центров, преподаватели творчества, аниматоры, воспитатели детских садов, детские психологи.

Если верить специалистам, у эбру есть богатый арт-терапевтический потенциал. А вот эффект может быть только на занятиях под руководством профессионального арт-терапевта. Это, кстати, сейчас актуальная тема и одна из болей нашего эбру-сообщества. Слишком много горе-мастеров пытаются спекулировать на этом. Два красивых непонятных слова: арт-терапия и эбру, ну как их не совместить? На арт-терапевтических сессиях дипломированный специалист ведёт целенаправленную работу по конкретному запросу участника. А если просто порисовал и настроение улучшилось, это не арт-терапия, а просто свойство любого творчества. Будьте бдительны! Я, кстати, не арт-терапевт. И я за профессионализм.

Эбру в РоссииВ России эбру появилось немногим более 10 лет назад. Я училась в школе, которую создала Татьяна Кириллова, это первая школа в нашей стране, где стали учить эбру на традиционных материалах. Именно она много занималась популяризацией этого искусства, подготовила множество мастеров, разработала программы обучения, которые используют до сих пор.

Мероприятий, связанных с эбру, пока не слишком много. В 2014 году оно было внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, утвержден Всемирный день эбру (вторая суббота сентября). Обычно к этому дню организуют большой эбру-праздник с выступлениями, мастер-классами, выставками. Периодически в России (в основном, в Москве) проводятся выставки эбру-картин, в Нижнем Новгороде пока ничего подобного не было. Надо работать!

В 2017 году был создан Союз мастеров эбру России, сейчас в реестре союза около сорока имён. Союз постоянно ведёт работу по объединению мастеров со всей страны, организует мероприятия по обмену опытом, проводит обучающие онлайн-марафоны. Благодаря ему, у нас, мастеров, есть общее информационное пространство, мы постоянно на связи друг с другом, это очень поддерживает, обогащает наше эбру, и, как мне кажется, формирует качественные стандарты работ. Союз растёт, набирает силу. Думаю, со временем он приобретёт большее влияние и сможет вывести эбру в России на новый уровень.

Татьяна Демидова
6+