Егор Черкасов: «В нашем городе литература существует сама для себя и сама в себе»

0
2027

Сегодня в нашу редакцию стремительно и как всегда на позитиве ворвался нижегородский писатель Егор Черкасов. Творческая биография Егора весьма обширна и интересна. В прошлом году он стал лауреатом 1-й степени молодёжного Городского фестиваля — конкурса «ЛитФест» (Омск), лауреатом 3-й степени Регионального конкурса «Vita-Тюз» (Тверь), а также лауреатом литературной премии партии Справедливой России, проводившей литературный конкурс совместно с журналом «Роман-газета» на тему «В поисках правды и справедливости» (Москва). В том же году в августе Егор стал членом Нижегородского отделения Российского союза профессиональных литераторов.

В 2019 году Егор получил награду санкт-петербургского журнала «Невечерний свет», что и послужило прекрасным предлогом пригласить его на интервью.

Егор Черкасов

— Что для вас литература?

— Для меня литература — это кратчайший путь к своей душе, душе ближнего и, если можно так выразиться, к Создателю. Настоящее произведение рождается посредством выворачивания себя наизнанку, переживания, не сравнимого ни с чем в нашей обычной жизни. Если я могу достучаться до человека словом, значит, то, что я делаю — не зря.

 

— Каких высот вы достигли в этой области?

— У меня несколько очень серьезных достижений. Я написал две книги и записал одну из них в аудиоформате, являюсь лауреатом Всероссийской литературной премии и недавно получил награду журнала «Невечерний свет».

 

— Расскажите о ваших книгах. Как они создавались?

— Первая книга — «Поэзия моих дворов» — книга переживаний. Я написал её несколько лет назад, когда эмоции бежали впереди здравого смысла, в возрасте 23-24-х лет. Тогда я был менее знаком с литературой, писал интуитивно; эмоции были яркие, темы — исключительно на мой тогдашний возраст. Но два рассказа из этого сборника стоит отметить — это «Дворняга» и «Детский альбом». Сейчас их можно встретить на страницах ведущих литературных журналов страны. Спустя год после издания «Поэзии моих дворов» я решил выпустить её в аудиоформате. Озвучивал и подбирал музыку самостоятельно, а запись делал талантливый звукорежиссёр Игорь Христук. За месяц мы подарили моей книге вторую жизнь! Для тех, кто совсем не любит читать, аудиокнига была подарком.

Вторая книга, «Рассказывал дед Макар и другие рассказы», более обдуманна. Она не лишена привычного мне стиля письма и искренности, но в этот раз за словом я следил более пристально. Я решил сделать то, чего не делал ранее: собрать рецензии видных литераторов России и вставить их в книгу. Получился некий мост от молодого автора к старшим товарищам по перу, своеобразная традиция, дань уважения. У писателя должна быть критика, сейчас её очень мало, но в моей книге она есть. Самая серьёзная была как раз на самый главный рассказ «Рассказывал дед Макар». Рецензию на него написал Владимир Хохлев, тот самый создатель журнала «Невечерний свет» из Питера. Но, как ни странно, тогда и он не знал, что в моей книге будет его рецензия, и я даже не догадывался, что получу заветную награду прямо из его рук. Это судьба.

 

— О чём ваши книги и кто их читатели?

— Аудитория моих книг — это молодёжь и люди немного старше меня. Скажу честно: автору 27-ми лет сложно написать что-то, что тянуло по зрелости лет на 50, например. Это закономерность развития.

Если говорить о сюжетах, то все они разные, это своего рода калейдоскоп. Поэтому, читая что первую, что вторую книгу, не испытываешь ощущения, что перед тобой монотонный роман. Рассказы там собраны и длинные, и короткие, и зарисовки. Они отправляют читателя в мир рассказчика, оставляя долгое послевкусие. За эти слова я отвечаю, потому что мне часто пишут люди, читавшие мои произведения.

Награждение Егора Черкасова от журнала «Невечерний свет»

— Как вы узнали о своей награде от журнала «Невечерний свет»?

— О том, что я приглашен в Санкт-Петербург на награждение, мне написал главный редактор и создатель журнала Владимир Хохлев. Я был поражен, так как это очень серьезная награда. Для меня большая честь быть приглашенным на эту церемонию! Меня награждали вместе с такими прославленными людьми, как актриса Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Валентина Кособуцкая, театровед и журналист Ирина Образцова, режиссёр и редактор Лариса Смирнова, киножурналист и режиссёр Кирилл Хейфец, историк и публицист Аркадий Вертлиб, писатель и композитор Наталья Иванова, поэт и редактор Владимир Бояринов и многие другие.

 

— Расскажите, пожалуйста, за что даётся эта награда?

— Я получил её за литературные достижения. Награда престижная и даётся людям, которые связаны с литературой десятки лет. Награждаются видные деятели страны, артисты театра и кино, благотворители.

 

— Какие впечатления у вас от Санкт-Петербурга, и чем его атмосфера отличается от нижегородской?

— Санкт-Петербург — важный экономический, научный и, прежде всего, культурный центр России. Питер дышит культурой. И он принимает в свои объятья тех, кто готов дышать одним с ним воздухом. Так получилось и со мной.

Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров России. Здесь много заслуженных тружеников, рабочих, на плечах которых держится машиностроение, металлообработка и другие отрасли. При этом именно наш город подарил России Максима Горького, Аввакума Петровича, писателя и краеведа Сергея Афоньшина, поэта Бориса Корнилова и многих других людей, талантливых в области литературы. Один Захар Прилепин чего стоит. Но в нашем городе литература существует сама для себя и сама в себе. У нас есть множество проблем в этой сфере: литературные объединения открываются одно за другим и тут же закрываются, не развившись, вылизанная литература не отвечает мыслям молодежи и реальности, массовый читатель не знает писателей-земляков, из моды уходят бумажные толстые литературные журналы, молодёжь не видит в литературных проектах возможностей для собственной реализации.

 

— Почему, по вашему мнению, важно говорить о литературе в Нижнем Новгороде?

— Слово без дела в этом случае не работает. Причём необходимо не только дело, а целая стратегия. Современного нижегородца можно приучить к литературе, используя новый подход. И он есть. Моя стратегия исправления этой ситуации заключается в привлечении молодёжи к участию в литературных проектах на очень интересных условиях. Каких именно — не скажу. Пока это интрига, но скоро она воплотится в реальность.

 

— Где читателям можно познакомиться с вашим творчеством?

— Есть публикации в журналах «Русская строка», «Союз писателей», «Дружба народов», «Наша молодежь», «Арина», «Российский литератор», в альманахе «Малиновая гряда», в газете «День литературы». Также я размещаю информацию на своём личном сайте cherkasov-egor.ru, где можно познакомиться со всем моим творчеством и со мной лично. Я доступен для общения и всегда рад, когда оно нацелено на совместный плодотворный труд. Я организую проекты и стараюсь привлекать в них молодёжь. Аудиокнигу можно найти и на сайте, и в моих аудиозаписях.

Творчество Егора Черкасова

— Какие у вас планы на будущее? Может быть, задумываете новую книгу?

— Новая книга выйдет нескоро. Постараюсь сделать проект по развитию литературы в Нижнем Новгороде. По договоренности с одним литературным журналом, название которого я пока что держу в секрете, и его главным редактором, мы наконец-то открываем новые возможности для самых разных авторов. Например, в этом журнале смогут печататься литературно одаренные дети и подростки. Есть также планы по сотрудничеству с радио. Когда-то я озвучивал литературные спектакли для детей и взрослых. Мне посчастливилось работать вместе с диджеем Грувом (настоящее имя Евгений Рудин — российский диджей, электронный музыкант — прим. редакции). Он писал музыку к спектаклю Леонида Андреева «Монумент», где я озвучивал роль Гавриила Гаврииловича (податной инспектор, бывший учитель гимназии, уволенный за то, что ругал учеников дурными словами — прим. редакции). Но и это не всё. Всё самое яркое — впереди! Я верю в силу объединения. Я верю в лучшее. Верю в новое дыхание нижегородской литературы. Я — солдат своего дела.

Екатерина Самохвалова