Банан за 120 000$ (арт-объект Маурицио Каттелана) съел другой художник

0
1293

Ещё недавно мировое культурное сообщество потрясла новая работа Маурицио Каттелана, выпущенная спустя 15 лет затишья, — банан, приклеенный серым скотчем к белому стенду, на ярмарке в Art Basel Miami Beach. Вскоре после этого нашёлся покупатель, который приобрёл скульптуру за 120 000$. Нашлись ещё двое, которые заказали второе и третье издание. Но и это не всё, буквально вчера появилась новость, что художник Дэвид Датуна из Нью-Йорка подошёл к работе, снял банан и съел его. Что происходит?

Банан за 120 000$

Так, стоп, это серьёзно банан?

Да, это действительно банан. Он был куплен в продуктовом магазине Майаме перед выставкой.

В чём прикол? Или это такой стёб?

Скульптура с бананом называется «Комедиант». Есть доля правды в том, что это высмеивание, но и не совсем так. При кажущейся простоте арт-объект нагружен смыслами.

Начнём с того, что банан отсылает к другой работе Маурицио Каттелана: в 1999 году художник приклеил итальянского арт-дилера Массимо де Карло к стене своей художественной галереи. Для коллекционеров это хорошая возможность спустя 20 лет купить мощный образ, символ.

Массимо де Карло, 1999

Также работа может быть отсылкой к ярким бананам Томаса Баумгэртеля, которые он рисовал на различных поверхностях (стены, стёкла, даже решётки) — ничто не шокирует так, как банан, появившийся в неожиданном месте.

Можно разглядеть и намёк на экологическую проблему: относительно недавно появилась новость о том, что вездесущий сорт бананов Кавендиш может оказаться под угрозой из-за грибкового заболевания растения. Может случиться так, что бананы будут доступны только избранным — станут своего рода символом власти и привилегий.

Тут же и мотив гниения: часто люди, покупающие произведения искусства за гигантские деньги, предпочитают не думать о том, что произведение станет забытым и бесполезным.

Однако вопрос власти, денег и привилегий стоит на первом месте. Арт-объект предлагает понимание того, как мы назначаем ценность и какие объекты мы ценим. Также «Комедиант» даёт наглядный пример излишеств мира искусства, абсурда арт-рынка и неравенства в богатстве, которое сейчас определяет мировую экономику. Тут обнажается и проблема отрасли: кучка арт-дилеров и художников срывают куш, а кто-то на дополнительных работах пытается хоть как-то себя обеспечить.

Здесь же и парадокс для нашего сознания в вопросе, куда богатым людям инвестировать средства. Ведь вложить деньги в искусство кажется делом куда более благородным, нежели «купить очередную яхту/тачку/виллу», а тут такой курьёзный случай — банан за 120 тысяч долларов.

Подводя некий итог, можно сказать, что «Комедиант» вовсе не такой уж смешной, а скорее очень мрачная шутка со стороны Каттелана.

А что будет художнику, который съел банан?

Как сообщил представитель галереи, работа не разрушена, ведь банан — это идея.

Сам художник Дэвид Датуна сказал, что он не просто съёл банан, это был перформанс «Голодный художник». На вопрос, лучше ли банан за 120 тысяч, чем обычный банан, он ответил да, потому что он может «есть банан и концепцию банана, потому что я художник, а не обычный человек». А свои действия Дэвид прокомментировал так: «Маурицио Каттелан, я люблю его. Один художник ест другого художника. Это весело».

Наталья Зиновьева
12+