Алексей Филиппов: «…авантюризм для продюсера — рисковать материальными ресурсами ради осуществления мечты, идеи»

0
2060

В любой индустрии нужны люди, которые могут продвигать актёров, постановки и организовывать все процессы. В регионах проблема продвижения — одна из самых острых из-за недостатка средств, отдалённости от метрополии и в целом малого количества точек профессионального роста.

О проблемах регионального продюсирования мы поговорили с актёром нижегородского ТЮЗа, директором независимого творческого объединения «Театр «Камер-юнкер» и Продюсерского центра «Круг в квадрате» Алексеем Филипповым.

Алексей Филиппов — актёр нижегородского ТЮЗа, директор «Театра «Камер-юнкер» и Продюсерского центра «Круг в квадрате»В 15 лет он поступил в Горьковское театральное училище, и, будучи ещё студентом, был приглашён в труппу нижегородского ТЮЗа. В 1993 году перешёл в Кировский ТЮЗ (Театр на Спасской), но в 2004-м вновь вернулся в нижегородский ТЮЗ.

В 1997 году Алексей организовал передвижной частный «Домашний театр» для детей, с которым сотрудничал до 2014 года. В 2016 году организовал и возглавил независимое творческое объединение «Театр «Камер-юнкер». Параллельно учился на продюсерском факультете в Российском институте театрального искусства (ГИТИС), который окончил в 2018 году. После чего открыл свой Продюсерский центр «Круг в квадрате».
 

— Алексей, что побудило вас стать театральным продюсером?

— Это вопрос неясный для меня самого. На протяжении всей актёрской жизни у меня были попытки организовать продвижение того или иного спектакля. Среди моих коллег — актёров и режиссёров — мало находилось охотников заниматься этим ежедневным рутинным трудом. Творческие люди хотят творить, создавать спектакли, а продавать и продвигать — не для них. Вот и приходилось это брать в свои руки, раз больше некому. Показалось, что у меня получается. А в зрелом возрасте захотелось развивать это направление моей творческой жизни.

— Заслуженный деятель искусств РФ, директор Российского государственного театрального агентства, профессор Российской академии театрального искусства Давид Смелянский в 2010 году написал книгу «Авантюрист поневоле, или Беседы о том, как я стал продюсером». В ней он доносит мысль, что без авантюризма в продюсерском деле никак. Вы могли бы отнести себя к авантюристам?

— Давид Яковлевич Смелянский — мой преподаватель, профессор, заведующий кафедрой продюсирования в ГИТИСе, который я закончил. Книга «Авантюрист поневоле» у меня есть, подписанная для меня самим автором. Скажу так: конечно, любой продюсер — это и прагматик, четко оценивающий возможности, и авантюрист в одном лице. В этом противоречии и есть суть профессии продюсера. Конечно, я отношу себя к авантюристам, и ещё к каким!

Кстати, к вопросу об авантюризме. Однажды Давиду Смелянскому пришла в голову идея поставить оперу «Псковитянка» с артистами Большого театра, и не где-нибудь, а у стен Псковского кремля. И он спродюсировал и реализовал этот сумасшедший проект. Оркестр Большого театра в полном составе, 300 всадников, солисты оперы, массовка, огромное количество костюмов и реквизита! Опера шла в природных декорациях, по сюжету в определённый момент сгорал целый деревянный замок. В какую-то минуту чуть не пошел дождь… Вот это была, на мой взгляд, авантюра! Ведь материальной отдачи у проекта не было, денег на нем никто сумасшедших не заработал. Но художественная идея была реализована. Это и есть авантюризм для продюсера — рисковать материальными ресурсами ради осуществления мечты, идеи.

— Вы планируете полный переход из актёрской карьеры в продюсирование или будете совмещать?

— Переход от актёрской профессии к продюсированию я не планирую — не смогу жить, не выходя на сцену в качестве актёра. Для меня профессия актёра на сегодняшний день остается основной, потому что я занимаюсь ей более 30 лет. Этому я посвятил большую часть своей жизни, и эта профессия прекрасна. Ни с чем не сравнятся ни муки творчества, ни радость от того, что роль получается. Профессия продюсера тоже творческая, но лишь отчасти — гораздо больше приходится думать о материальном, о насущном. Как писал Давид Смелянский, «продюсер днём и ночью думает о деньгах, к сожалению, о чужих»! Это совсем другой взгляд на сцену, с изнанки, если хотите. Совмещать в одном проекте продюсирование и актёрство — ни в коем случае! Никогда так не делаю. Если я актёр в спектакле, то просто актёр и никто другой. Иначе ничего не получится — голова занята другим.

 

Профессия продюсера тоже творческая, но лишь отчасти — гораздо больше приходится думать о материальном, о насущном.

 

— Почему вы выбрали частную практику продюсера, а не госструктуру? Это связано с бюрократизацией гостеатров? В частной практике возможностей для реализации больше?

— В какой-то момент я думал, что смогу работать и в госструктуре, и заниматься продюсированием частных спектаклей. Но сейчас понимаю, что в гостеатрах пока работать не хочу. Вы правы — в госструктурах слишком много ограничений, бумажек, бюрократии. Для меня же как для человека непоседливого ближе работа с людьми, чем кабинет.

Интервью с Алексеем Филипповым

— Продюсер, он «и швец, и жнец, и на дуде игрец», особенно в регионе. Вы включаете в себя роли руководителя, пиарщика, организатора и параллельно всему этому играете в ТЮЗе. Как вам удаётся поддерживать моральный дух и находить на всё силы?

— Это вы правильно подметили. Продюсер — профессия многогранная и многослойная, надо многое уметь. К тому же, как говорил наш профессор Д. Я. Смелянский, «каждый продюсер — многостаночник», занимается одновременно не одним проектом. У меня, например, это — Продюсерский центр «Круг в Квадрате» и творческое объединение актёров «Театр «Камер-юнкер», где я являюсь директором. Силы берутся откуда-то, хотя иногда бывает тяжело. Наверное, это здоровый образ жизни: не пью и не курю, стараюсь хоть чуть-чуть, но заниматься спортом. Плюс актерская работа в ТЮЗе достаточно активна, надо быть в форме.

— Есть ли какая-то господдержка для независимых театров и продюсерских проектов в нашем регионе? После случая с Кириллом Серебренниковым есть ли опасения в работе с государством?

— Господдержка для независимых театров у нас в стране и регионе, конечно, есть. Это гранты, стипендии через Министерство культуры, Союз театральных деятелей. Есть поддержка и со стороны частных бизнес-структур, например, Фонд Прохорова поддерживает независимые коллективы.

 

Получить гранты от государства сложно, но реально. <…> Часто дают деньги на технологически инновационные проекты, на социальные, на патриотические.

 

Честно говоря, после случая с Кириллом Серебренниковым страшновато пользоваться господдержкой. Театр — дело живое, очень сложно соблюсти до мелочей все нюансы буквы законов, которые часто, скажем откровенно, поражают бессмысленностью. Хотя, конечно, нельзя допускать и того, чтобы деньги ушли в никуда, в песок, потратились бессмысленно, а то и разворовались. Отсутствие контроля неизбежно породит злоупотребления. Оттуда и жесткий контроль за расходованием средств. А он и правда жесткий. Ну а как иначе? В заявке указал, что тебе для спектакля нужен рояль, а в итоге купил мотоцикл. Так дело не пойдёт.

Получить гранты от государства сложно, но реально. Нужно уметь грамотно составлять заявки, это целая наука. После отказа не опускать руки, а писать ещё и ещё. И, конечно, надо доказать, что твой проект самый инновационный, самый интересный, самый необычный. Часто дают деньги на технологически инновационные проекты, на социальные, на патриотические.

— Бытует мнение, что студентам театральных училищ и вузов нужно помимо профильного образования учиться продвигать себя. Раскручивать личный бренд и популярность не только как актёра, но и как медийной личности. Вы согласны с такой позицией?

— Я согласен с мнением, что студентам театральных училищ необходимо уметь продвигать себя и свои работы. Я бы даже ввёл для будущих актёров предмет «Основы продюсирования». Считаю,что в современном мире актёр должен уметь «продать» себя, подать с выгодной стороны. без этого никак. Слишком высока конкуренция.

 

В Нижнем Новгороде хорошая театральная школа, которая выпускает много лет прекрасных актёров.

 

— Как вы подбираете актёров? Занимаетесь ли их дополнительным обучением или отправляете доучиваться?

— При подборе актёров для меня главное личность, характер. Очень важно, чтоб сложилась хорошая команда — и с профессиональной, и с человеческой точки зрения. Эгоистов, не умеющих работать в команде, скандалистов не возьму. Я исхожу из того, что каждый актёр, которого я позвал в проект, профессионал. Хотя наша профессия такая — учиться можно всю жизнь, и какое-то обучение, возможно, потребуется.

Понятия «личность» и «характер» для каждого человека индивидуальны. Один бросится в атаку и возьмет высоту, а второй будет всю жизнь карабкаться на гору медленно, по шажочку. И то и другое требует характера и мужества, только разного.

В Нижнем Новгороде хорошая театральная школа, которая выпускает много лет прекрасных актёров. Но многие из них после училища едут в Москву и учатся там в различных театральных институтах. Учиться никогда не вредно, в любом возрасте. Российский институт театрального искусства (ГИТИС) — один из старейших ВУЗов со множеством факультетов: актёрский, режиссёрский, продюсерский, театроведческий, музыкальный, факультет эстрады, балетмейстерский, сценографический. На любой вкус театральные профессии. И очно, и заочно, в любом возрасте можно учиться и повышать квалификацию.

Алексей Филиппов на сцене в театре

— В Москве не раз слышал, что начинающие актёры плохо составляют портфолио (фотографии, опыт работы, видео-визитка) — то, что позволяет режиссёру понять, стоит ли приглашать актёра на пробы, подходит ли он для роли. Как с этим обстоят дела в нашем регионе?

— Конечно, нужно грамотно и профессионально составлять свои портфолио. Это — лицо актёра, от этого зависит, получит он работу или нет. Этому надо обучать актёров.

Честно говоря, я не руководствуюсь портфолио, когда ищу актёров к себе в спектакль. Хотя, бывает, присылают заявки, и я их читаю. Присылают и авторы свои пьесы, предлагают услуги композиторы, аранжировщики, звукорёжиссеры, ну и, конечно, актёры.

 

Конечно, нужно грамотно и профессионально составлять свои портфолио. Это — лицо актёра. <…> Но всё-таки мне очень желательно увидеть актёра на сцене, это решает всё.

 

Нижний Новгород не такой большой город, в актёрской профессии так или иначе все друг друга знают. Можно поинтересоваться у коллег, сходить на спектакль и посмотреть артиста на сцене, и сразу же все станет ясно.

Но если говорить о портфолио, оно должно быть кратким, информативным, без хвастовства, с конкретным перечислением ролей в театрах, с хорошими фотографиями. Даже при беглом взгляде на него оно должно заинтересовать. Но всё-таки мне очень желательно увидеть актёра на сцене, это решает всё.

— Дают ли театральные училища и вузы необходимые для актёра знания и навыки? Или дают догматы, а дальше талант и опытная театральная команда помогают профессионально расти?

— Все зависит от природы актёра, от его таланта. Бывает, что молодой актёр только-только со студенческой скамьи, а уже профессионал высшего класса. А кто-то учится постепенно, годами и вырастает в профессионала не сразу. В любом случае актёр учится и растёт на ролях. Чтобы расти как профессионалу, надо играть как можно больше и играть хорошую драматургию, классику.

— Какие глобальные цели стоят перед Продюсерским центром «Круг в квадрате»? Планируете ли выходить на Москву или за границу?

— В Москву и за границу выходить, конечно, надо, и шаги в этом направлении будут. С Театром «Камер-юнкер» мы год назад, например, в Москву ездили, играли спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» на Арбате, в Центральном доме актёра им. Яблочкиной. Был большой успех. Участвуем и в региональных фестивалях. В любом случае, будем добиваться, чтобы независимые, частные театры составляли серьёзную конкуренцию гостеатрам, чтобы они стали заметным явлением на театральной карте региона и России.

Никита Дворянинов
12+