Что такое культурное наследие?

0
8493

Мы часто слышим о значимости культурного наследия. Но что же это такое – культурное наследие? И чьё оно? Например, к культурному достоянию какой нации можно причислить портрет Моны Лизы Леонардо Да Винчи? Французов или итальянцев?

Для начала стоит посмотреть значение слова «наследие». Это имущество, то, что можно получить в наследство от предыдущих поколений. Только в данном случае это не деньги или вещи, а произведения художественной культуры, результаты творческого труда человека, различные традиции. Они олицетворяют нашу историю и самобытность, они наше прошлое, настоящее и будущее.

Что такое культурное наследие

Осязаемое и неосязаемое культурное наследие

Культурное наследие часто сводят к интеллектуальным артефактам (картины, чертежи, гравюры, мозаики, скульптуры), историческим монументам и зданиям, а так же археологическим памятникам. Но концепция культурного наследия намного глубже, и она постепенно растет, включая в себя все проявления творческого начала в человеке, его экспрессию: фотографии, документы, книги и манускрипты, инструменты. Они существуют как индивидуальные объекты либо как коллекции. Маленькие города, подводные артефакты и окружающая природная среда включены в культурное наследие с того момента, как общины определили свою принадлежность к природе.

Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными объектами, которые мы можем увидеть и потрогать. Оно также включает в себя нематериальные объекты: традиции, устные истории, сценическое искусство, повседневную деятельность человека, искусную работу, выполненную в старинных традициях, представления, ритуалы, знания и навыки, передаваемые из поколения в поколение внутри сообщества.

Отсюда следует, что неосязаемое наследие – это уму непостижимый массив, включающий в себя традиции, музыку и танцы, такие как танго и фламенко, святые процессии, карнавалы, выдерживание ловчих птиц, культуру Венской кофейни, характерное плетение азербайджанских ковров, Китайский театр теней, Средиземноморскую диету, Ведическое пение, театр Кабуки, полифоническое пение пигмеев Ака из Центральной Африки и многое другое.

Почему важно охранять культурное наследие
Нижний Новгород, Дом Каменских
Фото: Татьяна Глазунова

Почему важно охранять культурное наследие?

Культурное наследие – это не только набор объектов или традиций, пришедших к нам из прошлого. Так же оно является итогом тщательного отбора – процесса, при котором какие-либо события или явления навсегда остаются в памяти или же предаются забвению. Этот процесс характеризует каждое человеческое общество, которое постоянно занимается выбором того, что по культурным и политическим причинам достойно быть представленным будущим поколениям.

Все люди делают небольшой вклад в культуру мира. Вот почему важно уважать и оберегать культурное наследие через государственные законы и международные договоры. Незаконное распространение артефактов и культурных объектов, разграбление мест археологических раскопок, уничтожение исторических зданий и монументов – все это наносит культурному наследию страны непоправимый ущерб. ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), основанная в 1954 году, утвердила международную Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, в надежде воспитать межкультурное взаимопонимание, при этом подчеркивая значимость международного сотрудничества.

Защита культурного наследия – это старинная проблема. В основе её лежит конфликт между индивидуальными и общественными интересами, соблюдение баланса между правами личными и общественными правами.

Древние римляне утверждали, что произведение искусства может быть рассмотрено как часть наследия целой общины, даже если оно находится в частной собственности. Например, скульптуры, украшающие фасад здания, находящегося в частной собственности, были признаны общими ценностями. Они не могут быть перемещены или уничтожены с момента их появления в общественном месте, там, где их могут увидеть все горожане.

Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший (23-79 н. э.) в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история» писал, что римский государственный деятель и полководец Агриппа поместил статую Апоксиомена, шедевр известного греческого скульптора Лисиппа, перед своей термальной ванной. Статуя представляла собой фигуру атлета, стригилем (скребком) счищающего с себя песок после состязаний. Император Тиберий был так глубоко восхищен скульптурой, что приказал переместить её туда, где она перестала бы быть доступной для общественного обозрения. Римляне начали выступать с протестами и в итоге вынудили его вернуть Апоксиомена на прежнее место, где каждый мог восторгаться статуей.

Наше же право – наслаждаться искусством и принимать участие в культурной жизни общества, опираясь на Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году.
Чье культурное наследие
Нижний Новгород, часть фасада Государственного банка
Фото: Татьяна Глазунова

Чьё культурное наследие?

Понятие «культурное наследие», как правило, ассоциируется с единым обществом и коммуникациями между его членами. Но культурные границы достаточно расплывчаты. Художники, писатели, ученые, мастера и музыканты учатся друг от друга, даже если принадлежат к различным культурам, разделенным пространством и временем. Просто подумайте о влиянии японских гравюр на картины Поля Гогена или африканских масок на работы Пабло Пикассо.

Также вы можете обратить внимание на западную архитектуру в либерийских домах в Африке. Когда афроамериканские рабы были отпущены на свободу, они вернулись на родину и, вдохновленные неоклассическим стилем особняков на американских плантациях, построили уже свои дома. Американский неоклассический стиль, в свою очередь, возник под влиянием архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, на которого оказала воздействие римская и греческая архитектура.

Теперь рассмотрим другой пример. Мона Лиза была нарисована Леонардо да Винчи в начале XVI века и выставлена в Лувре в Париже. С точки зрения современности, к чьему культурному наследию принадлежит Мона Лиза?

Леонардо был очень знаменитым итальянским художником, и очевидно, что Джоконда принадлежит культурному наследию Италии. Когда Леонардо прибыл во Францию по приглашению короля Франциска I на работы по благоустройству его двора, он привез Мону Лизу с собой. В 1518 году Франциск приобрел картину, которая впоследствии оказалась в его коллекции. Вот почему Джоконда также является и частью культурного наследия Франции. За этой картиной закреплен статус самой узнаваемой, самой посещаемой, самой обсуждаемой и самой пародируемой в мире: по сути, она принадлежит к культурному наследию всего человечества.

Культурное наследие, переданное нам от наших предков, должно быть сохранено для всеобщего блага. В эпоху глобализации оно помогает нам помнить о нашей культурной непохожести, и это понимание развивает взаимоуважение и возрождает диалог между совершенно разными культурами.

Анастасия Кочеткова
16+